14.11.2025

Основанием для проведения плановой проверки является

Проведение регулярных проверок является неотъемлемой частью правового режима предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В соответствии с законодательством, государственные органы и службы обязаны осуществлять контроль и надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Особым порядком контроля и надзора устанавливается проведение плановых проверок.

Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (294-ФЗ) формирует сводный порядок проведения плановых проверок. В соответствии с этим законом, проверки проводятся с целью законного регулирования предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов предпринимателей.

Органы государственного надзора и контроля имеют право проводить плановые проверки в установленном порядке и сроками, предусмотренными ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плановые проверки могут быть проведены независимо от наличия предостережений, а в случае выявления нарушений в ходе плановых проверок, органы надзора имеют право принять меры по привлечению предпринимателей к ответственности.

Понятие и цель проверки

Основной целью плановых проверок является защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также контроль за законностью и регулярностью их деятельности. Они направлены на предотвращение нарушений, выявление и пресечение случаев нарушения законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной деятельности.

Плановые проверки

Формирование планов проведения плановых проверок осуществляется органами государственного контроля и надзора. Согласно статье 8 Федерального закона № 294-ФЗ, органы государственного контроля и надзора имеют право проводить плановые проверки предпринимателей не чаще чем один раз в три года, если законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной срок.

В соответствии с последней редакцией ФЗ № 294 от 10 июля 2018 года, каждая плановая проверка должна быть назначена и проведена в течение срока, не превышающего 30 рабочих дней с момента получения предпринимателем предостережения о проведении проверки.

Порядок осуществления проверки

Органы государственного контроля и надзора осуществляют плановые проверки в соответствии с установленным порядком. Предварительно они составляют сводный план проведения проверок по основным направлениям контроля.

  • В государственном контроле и надзоре выделяются государственные органы контроля и надзора Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) муниципальных образований.
  • В рамках проведения проверки органы госконтроля имеют право требовать от предпринимателя представление необходимых документов и информации, а также проведение проверочных мероприятий.

Основной целью проведения плановых проверок является обеспечение защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной деятельности.

Кто проводит проверку и какие правила применяются

Проведение плановой проверки осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Согласно данному закону, проверка проводится органами государственного контроля и надзора, назначенными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правила проведения плановых проверок формирует МЧС России. В соответствии с ФЗ294, плановые проверки проводятся ежегодно и не должны превышать срок в 30 дней.

Право проведения плановых проверок также возлагается на Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).

Порядок проведения плановых проверок и обязанности индивидуальных предпринимателей

Плановые проверки проводятся в соответствии с редакцией приказа МЧС России № 294 от 8 апреля 2010 года Об утверждении Порядка проведения плановых проверок по направлениям деятельности.

Каждая проверка начинается с предостережения, выраженного в письменной форме. Проверяемые лица имеют право представить возражения и письменные объяснения в течение 10 дней со дня получения предостережения.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представить все необходимые документы и информацию по запросу органов государственного контроля и надзора, а также обеспечить доступ к местам осуществления деятельности.

Ревизия и контроль документов

Осуществление ревизии и контроля документов в рамках плановой проверки позволяет проверить соблюдение предпринимательской деятельности правил, установленных законодательством.

В процессе проведения плановой проверки применяются Руководящие документы по контролю и надзору, утверждаемые МЧС России. Они регламентируют порядок и правила проведения проверки.

Наименование документа Срок проведения проверки
1 План проведения плановых проверок ежегодный
2 Сводный план проверки ежегодный
3 Разрешение на проведение плановой проверки не позднее, чем за 30 дней до начала проверки

Проводимая плановая проверка позволяет выявить нарушения и принять меры по устранению выявленных нарушений в рамках предоставленных органам государственного контроля и надзора полномочий.

Основания проведения плановой проверки

Плановые проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Порядок проведения плановых проверок определяется статьей 10 ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Государственный контроль и надзор может быть проведен в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Плановые проверки осуществляются органами государственного контроля и надзора в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.

Основные основания проведения плановой проверки:

1. Сводный план контрольных (надзорных) мероприятий.
2. Предостережение о проведении плановой проверки.
3. Ежегодный план проверок.
4. Приказ о проведении плановой проверки.
5. Сообщение о ревизии деловой документации.

Для проведения плановой проверки органы государственного контроля и надзора имеют право провести проверку в пределах своей компетенции, установленной ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Плановые проверки не могут превышать 30 дней, если иное не предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

Нарушение финансово-экономической деятельности

Плановые проверки проводятся государственными органами контроля в порядке, установленном федеральным законодательством и приказом Российской Федерации. Они осуществляются с целью контроля за соответствием деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям финансово-экономической деятельности, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон № 294-ФЗ устанавливает сроки для проведения плановых проверок. Так, для юридических лиц средний срок между проведением плановых проверок не должен превышать 3 года, а для индивидуальных предпринимателей — 1 год. Эти сроки могут быть изменены в соответствии с приказами Российской Федерации в случае необходимости.

Проведение плановых проверок государственными органами контроля в области финансово-экономической деятельности предусматривает проведение ревизии с учетом отдельных аспектов деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Нарушение финансово-экономической деятельности может привести к предупреждению, наказанию или применению иных мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЗ 294 Федеральный закон № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
ФЗ 294 ФЗ 294 устанавливает порядок осуществления государственного надзора и муниципального контроля, а также права и обязанности государственных органов контроля при проведении проверок.
294ФЗ 294ФЗ регулирует вопросы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля.
9 ст. Статья 9 ФЗ 294 устанавливает порядок формирования плана плановых проверок исходя из рисков и периодичности проверки.
Предостережение Предостережение предусматривает направление предупреждения предпринимателю о нарушениях, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, а также указание на возможные последствия этих нарушений согласно законодательству Российской Федерации.
Проверка Проверка является одним из форм государственного контроля и надзора, проводимого в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью выявления и предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Государственный надзор Государственный надзор в области финансово-экономической деятельности осуществляется для проверки соблюдения предпринимателями требований закона в сфере финансово-экономической деятельности.
Ежегодный контроль Ежегодный контроль предусматривает проведение плановых проверок с заданной периодичностью, в зависимости от вида деятельности предпринимателя.
Формирование плана Формирование плана плановых проверок осуществляется государственными органами контроля на основе анализа рисков и потребности в проведении проверок в определенной сфере предпринимательской деятельности.
Порядок проведения Порядок проведения проверок предусматривает соответствие действий государственных органов контроля требованиям законодательства Российской Федерации при осуществлении проверок.
No Индивидуальный номер проверки назначается каждой проверке, проводимой государственными органами контроля. Он является уникальным и идентифицирует каждую проведенную проверку.

Соблюдение правил трудового законодательства

В соответствии с Федеральным законом О государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства (ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 года) органы государственного контроля и надзора формируют ежегодный план проверок и контроля в области трудовых отношений.

План проверок и контроля в области труда составляется государственным органом надзора в области труда и занятости включительно и может быть принят в течение 10 дней после утверждения государственного плана проверок, который устанавливается Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации.

Осуществление проверок и контроля в области труда и занятости проводится с соблюдением требований федерального закона О государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и должно основываться на четком определении целей и задач проверки, а также проводиться в рамках предоставленных законом полномочий.

Сроки проведения проверок и контроля в области труда и занятости не должны превышать 8 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 294. При этом, срок между проведением одной и той же проверки в отношении одной и той же организации или индивидуального предпринимателя не может быть менее 9 месяцев.

Особое внимание при проведении проверок и контроля в области труда и занятости уделяется соблюдению работодателями требований трудового законодательства, в том числе в отношении организации и оплаты труда, охраны труда, соблюдения прав и гарантий работников.

Проверки и контроль в области труда и занятости осуществляются органами государственного контроля и надзора, установленными Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, МЧС России и другими компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Результаты проверок и контроля в области труда и занятости могут быть предоставлены в виде сводного отчета или акта проведенной проверки и контроля.

Формирование плана проверок и контроля в области труда и занятости, проведение индивидуальных проверок и контроля, а также проведение ревизий и сверок проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказом уполномоченного государственного органа.

Проверки и контроль в области труда и занятости осуществляются с учетом правовых и организационных форм деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Установление факта сокрытия доходов и уклонение от налогов

Для осуществления контроля и надзора за предпринимательской деятельностью российских юридических и индивидуальных предпринимателей, государственные органы проводят плановые проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон № 294-ФЗ предоставляет органам государственного контроля и надзора право проведения плановых проверок в отношении каждой формы предпринимательской деятельности. Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ и регламентируется приказом главы органа государственного контроля и надзора.

В рамках плановых проверок государственные органы осуществляют контроль и надзор за деятельностью предпринимателей в сфере государственного контроля (надзора), за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей, законодательства о техническом регулировании и обеспечении единства измерений, а также соблюдением требований законодательства о защите окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, социально-трудовых норм.

Одной из основ для проведения плановой проверки является установление факта сокрытия доходов и уклонение от налогов. Согласно Федеральному закону № 294-ФЗ, проведение плановой проверки в данном случае может быть инициировано Федеральной налоговой службой, в соответствии с установленным порядком.

За нарушение требований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, предусмотрены административные и уголовные наказания. Государственные органы осуществляют контроль за своевременным и правильным проведением плановых проверок, а также за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей при их проведении.

  • Предпринимательской деятельностью
  • Российской федерации
  • Государственным контролем
  • Проведение плановых проверок
  • Индивидуальных предпринимателей
  • Прав юридических и индивидуальных предпринимателей
  • Федерального закона
  • Проверка каждой формы предпринимательской деятельности
  • Защита прав юридических и индивидуальных предпринимателей
  • Органы государственного контроля и надзора
  • Пуановые проверки
  • Плановая проверка
  • Сокрытие доходов
  • Уклонение от налогов
  • Федеральная налоговая служба
  • Административные и уголовные наказания

Проверка деятельности организации, получающей государственную поддержку

Согласно ФЗ № 294-ФЗ проверка может быть проведена на основании плана проверок, который формирует орган государственного контроля или надзора в порядке, установленном федеральным законом.

Плановые проверки деятельности организаций, получающих государственную поддержку, проводятся в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.

Предостережение о проведении проверки

Орган государственного контроля или надзора до проведения плановой проверки обязан предостеречь организацию, получающую государственную поддержку, о намечающейся проверке. Предостережение должно быть составлено в письменной форме и направлено по почте с уведомлением о вручении или вручено лично под расписку.

Срок проведения проверки

Срок проведения плановой проверки не может превышать 9 месяцев со дня получения предостережения об организуемой проверке.

В случае, когда орган государственного контроля или надзора получил информацию, свидетельствующую о фактах нарушений при осуществлении деятельности организацией, получающей государственную поддержку, проверка может быть проведена в течение 10 дней со дня получения такой информации.

Защита прав организации

Защита

Организация, получающая государственную поддержку, имеет право на обжалование действий органа государственного контроля или надзора в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявление недопущения коррупционных и иных правонарушений

Согласно ФЗ № 294, плановые проверки могут проводиться государственными органами государственного надзора и контроля не чаще одного раза в году, если иное не предусмотрено федеральными законами или актами Президента Российской Федерации в отношении государственных органов государственного надзора и контроля.

Порядок проведения плановых проверок определяется федеральными законами, а также актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и государственных органов государственного надзора и контроля.

Основные обязанности органов государственного надзора и контроля при проведении плановых проверок включают в себя предоставление предпринимателям предостережения о предстоящей проверке, формирование сводного плана плановых проверок, соблюдение сроков проведения проверок и содержание проверочных документов.

Срок проведения плановых проверок не должен превышать 8 рабочих дней, однако в случае необходимости государственный надзор и контроль может провести дополнительные проверки, не ограничиваясь указанным сроком.

Целью плановых проверок является контроль за соблюдением предпринимателями требований законодательства в области защиты прав потребителей, противодействия коррупции и иных правонарушений, а также защита интересов государства, общества и предпринимателей.

В ходе плановых проверок осуществляется проверка деятельности предпринимателей в сфере государственного контроля (надзора), а также в области исполнения обязанностей, возложенных на предпринимателей, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) и защитой прав потребителей.

Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с установленным законом порядком и предусматривает изучение деятельности предпринимателей в рамках осуществления государственного контроля (надзора), а также контроль за соблюдением ими законодательства в указанных областях.

Выявление недопущения коррупционных и иных правонарушений является одной из основных задач органов государственного надзора и контроля при проведении плановых проверок. Это позволяет предотвратить злоупотребления и нарушения в сфере государственного контроля, а также обеспечить защиту интересов государства, общества и предпринимателей.

Органы государственного надзора и контроля при осуществлении плановых проверок осуществляют контроль за деятельностью предпринимателей, в том числе путем проведения ревизии, сверки и анализа финансовой и хозяйственной деятельности.

В случае выявления коррупционных и иных правонарушений, органы государственного надзора и контроля применяют меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая возбуждение уголовного дела и предъявление административных штрафов или иных административных санкций.

Причинение ущерба интересам государства или общества

В рамках государственного надзора за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации проводятся плановые проверки в целях контроля и защиты интересов государства и общества. Плановые проверки формируются в соответствии с Федеральным законом О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (294-ФЗ).

Основными основаниями для проведения плановых проверок являются возможность причинения ущерба интересам государства или общества в результате нарушений закона, обязанностей предпринимателей или индивидуальных предпринимателей. Согласно статье 9 ФЗ-294, органы государственного надзора имеют право проводить плановые проверки контроля и защиты в отношении каждой юридической и индивидуальной предпринимательской деятельности, не реже одного раза в 8 лет.

Планы плановых проверок формируются органами государственного надзора и проверки, в том числе МЧС России, с учетом приоритетов контроля и защиты, определенных законодательством. Приказ о проведении плановой проверки издается органом государственного надзора или контроля на основании заключения о необходимости проведения проверки в соответствии с законом.

Превышение предписанного законом срока между плановыми проверками или их более частое проведение может осуществляться только с предостережением, согласно статьи 10 ФЗ-294. Причинение ущерба интересам государства или общества может быть связано с нарушением норм правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, а также с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, предусмотренных законодательством.

Проверки осуществляются органами государственного контроля и надзора, а также другими органами, уполномоченными на проведение контроля и защиты. Процедура проведения плановой проверки регулируется ФЗ-294. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем один раз в 8 лет, если не предусмотрено иное.