Проведение регулярных проверок является неотъемлемой частью правового режима предпринимательской деятельности в Российской Федерации. В соответствии с законодательством, государственные органы и службы обязаны осуществлять контроль и надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Особым порядком контроля и надзора устанавливается проведение плановых проверок.
Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (294-ФЗ) формирует сводный порядок проведения плановых проверок. В соответствии с этим законом, проверки проводятся с целью законного регулирования предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Органы государственного надзора и контроля имеют право проводить плановые проверки в установленном порядке и сроками, предусмотренными ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Плановые проверки могут быть проведены независимо от наличия предостережений, а в случае выявления нарушений в ходе плановых проверок, органы надзора имеют право принять меры по привлечению предпринимателей к ответственности.
Понятие и цель проверки
Основной целью плановых проверок является защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также контроль за законностью и регулярностью их деятельности. Они направлены на предотвращение нарушений, выявление и пресечение случаев нарушения законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Плановые проверки
Формирование планов проведения плановых проверок осуществляется органами государственного контроля и надзора. Согласно статье 8 Федерального закона № 294-ФЗ, органы государственного контроля и надзора имеют право проводить плановые проверки предпринимателей не чаще чем один раз в три года, если законодательством Российской Федерации не предусмотрен иной срок.
В соответствии с последней редакцией ФЗ № 294 от 10 июля 2018 года, каждая плановая проверка должна быть назначена и проведена в течение срока, не превышающего 30 рабочих дней с момента получения предпринимателем предостережения о проведении проверки.
Порядок осуществления проверки
Органы государственного контроля и надзора осуществляют плановые проверки в соответствии с установленным порядком. Предварительно они составляют сводный план проведения проверок по основным направлениям контроля.
- В государственном контроле и надзоре выделяются государственные органы контроля и надзора Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) муниципальных образований.
- В рамках проведения проверки органы госконтроля имеют право требовать от предпринимателя представление необходимых документов и информации, а также проведение проверочных мероприятий.
Основной целью проведения плановых проверок является обеспечение защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Кто проводит проверку и какие правила применяются
Проведение плановой проверки осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно данному закону, проверка проводится органами государственного контроля и надзора, назначенными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила проведения плановых проверок формирует МЧС России. В соответствии с ФЗ294, плановые проверки проводятся ежегодно и не должны превышать срок в 30 дней.
Право проведения плановых проверок также возлагается на Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Порядок проведения плановых проверок и обязанности индивидуальных предпринимателей
Плановые проверки проводятся в соответствии с редакцией приказа МЧС России № 294 от 8 апреля 2010 года Об утверждении Порядка проведения плановых проверок по направлениям деятельности.
Каждая проверка начинается с предостережения, выраженного в письменной форме. Проверяемые лица имеют право представить возражения и письменные объяснения в течение 10 дней со дня получения предостережения.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны представить все необходимые документы и информацию по запросу органов государственного контроля и надзора, а также обеспечить доступ к местам осуществления деятельности.
Ревизия и контроль документов
Осуществление ревизии и контроля документов в рамках плановой проверки позволяет проверить соблюдение предпринимательской деятельности правил, установленных законодательством.
В процессе проведения плановой проверки применяются Руководящие документы по контролю и надзору, утверждаемые МЧС России. Они регламентируют порядок и правила проведения проверки.
| № | Наименование документа | Срок проведения проверки |
|---|---|---|
| 1 | План проведения плановых проверок | ежегодный |
| 2 | Сводный план проверки | ежегодный |
| 3 | Разрешение на проведение плановой проверки | не позднее, чем за 30 дней до начала проверки |
Проводимая плановая проверка позволяет выявить нарушения и принять меры по устранению выявленных нарушений в рамках предоставленных органам государственного контроля и надзора полномочий.
Основания проведения плановой проверки
Плановые проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Порядок проведения плановых проверок определяется статьей 10 ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Государственный контроль и надзор может быть проведен в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Плановые проверки осуществляются органами государственного контроля и надзора в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
Основные основания проведения плановой проверки:
| 1. | Сводный план контрольных (надзорных) мероприятий. |
| 2. | Предостережение о проведении плановой проверки. |
| 3. | Ежегодный план проверок. |
| 4. | Приказ о проведении плановой проверки. |
| 5. | Сообщение о ревизии деловой документации. |
Для проведения плановой проверки органы государственного контроля и надзора имеют право провести проверку в пределах своей компетенции, установленной ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Плановые проверки не могут превышать 30 дней, если иное не предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Нарушение финансово-экономической деятельности
Плановые проверки проводятся государственными органами контроля в порядке, установленном федеральным законодательством и приказом Российской Федерации. Они осуществляются с целью контроля за соответствием деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям финансово-экономической деятельности, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон № 294-ФЗ устанавливает сроки для проведения плановых проверок. Так, для юридических лиц средний срок между проведением плановых проверок не должен превышать 3 года, а для индивидуальных предпринимателей — 1 год. Эти сроки могут быть изменены в соответствии с приказами Российской Федерации в случае необходимости.
Проведение плановых проверок государственными органами контроля в области финансово-экономической деятельности предусматривает проведение ревизии с учетом отдельных аспектов деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Нарушение финансово-экономической деятельности может привести к предупреждению, наказанию или применению иных мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
| ФЗ 294 | Федеральный закон № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля |
|---|---|
| ФЗ 294 | ФЗ 294 устанавливает порядок осуществления государственного надзора и муниципального контроля, а также права и обязанности государственных органов контроля при проведении проверок. |
| 294ФЗ | 294ФЗ регулирует вопросы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля. |
| 9 ст. | Статья 9 ФЗ 294 устанавливает порядок формирования плана плановых проверок исходя из рисков и периодичности проверки. |
| Предостережение | Предостережение предусматривает направление предупреждения предпринимателю о нарушениях, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, а также указание на возможные последствия этих нарушений согласно законодательству Российской Федерации. |
| Проверка | Проверка является одним из форм государственного контроля и надзора, проводимого в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью выявления и предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации. |
| Государственный надзор | Государственный надзор в области финансово-экономической деятельности осуществляется для проверки соблюдения предпринимателями требований закона в сфере финансово-экономической деятельности. |
| Ежегодный контроль | Ежегодный контроль предусматривает проведение плановых проверок с заданной периодичностью, в зависимости от вида деятельности предпринимателя. |
| Формирование плана | Формирование плана плановых проверок осуществляется государственными органами контроля на основе анализа рисков и потребности в проведении проверок в определенной сфере предпринимательской деятельности. |
| Порядок проведения | Порядок проведения проверок предусматривает соответствие действий государственных органов контроля требованиям законодательства Российской Федерации при осуществлении проверок. |
| No | Индивидуальный номер проверки назначается каждой проверке, проводимой государственными органами контроля. Он является уникальным и идентифицирует каждую проведенную проверку. |
Соблюдение правил трудового законодательства
В соответствии с Федеральным законом О государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства (ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 года) органы государственного контроля и надзора формируют ежегодный план проверок и контроля в области трудовых отношений.
План проверок и контроля в области труда составляется государственным органом надзора в области труда и занятости включительно и может быть принят в течение 10 дней после утверждения государственного плана проверок, который устанавливается Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации.
Осуществление проверок и контроля в области труда и занятости проводится с соблюдением требований федерального закона О государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и должно основываться на четком определении целей и задач проверки, а также проводиться в рамках предоставленных законом полномочий.
Сроки проведения проверок и контроля в области труда и занятости не должны превышать 8 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 294. При этом, срок между проведением одной и той же проверки в отношении одной и той же организации или индивидуального предпринимателя не может быть менее 9 месяцев.
Особое внимание при проведении проверок и контроля в области труда и занятости уделяется соблюдению работодателями требований трудового законодательства, в том числе в отношении организации и оплаты труда, охраны труда, соблюдения прав и гарантий работников.
Проверки и контроль в области труда и занятости осуществляются органами государственного контроля и надзора, установленными Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, МЧС России и другими компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Результаты проверок и контроля в области труда и занятости могут быть предоставлены в виде сводного отчета или акта проведенной проверки и контроля.
Формирование плана проверок и контроля в области труда и занятости, проведение индивидуальных проверок и контроля, а также проведение ревизий и сверок проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и приказом уполномоченного государственного органа.
Проверки и контроль в области труда и занятости осуществляются с учетом правовых и организационных форм деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Установление факта сокрытия доходов и уклонение от налогов
Для осуществления контроля и надзора за предпринимательской деятельностью российских юридических и индивидуальных предпринимателей, государственные органы проводят плановые проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральный закон № 294-ФЗ предоставляет органам государственного контроля и надзора право проведения плановых проверок в отношении каждой формы предпринимательской деятельности. Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ и регламентируется приказом главы органа государственного контроля и надзора.
В рамках плановых проверок государственные органы осуществляют контроль и надзор за деятельностью предпринимателей в сфере государственного контроля (надзора), за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей, законодательства о техническом регулировании и обеспечении единства измерений, а также соблюдением требований законодательства о защите окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, социально-трудовых норм.
Одной из основ для проведения плановой проверки является установление факта сокрытия доходов и уклонение от налогов. Согласно Федеральному закону № 294-ФЗ, проведение плановой проверки в данном случае может быть инициировано Федеральной налоговой службой, в соответствии с установленным порядком.
За нарушение требований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, предусмотрены административные и уголовные наказания. Государственные органы осуществляют контроль за своевременным и правильным проведением плановых проверок, а также за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей при их проведении.
- Предпринимательской деятельностью
- Российской федерации
- Государственным контролем
- Проведение плановых проверок
- Индивидуальных предпринимателей
- Прав юридических и индивидуальных предпринимателей
- Федерального закона
- Проверка каждой формы предпринимательской деятельности
- Защита прав юридических и индивидуальных предпринимателей
- Органы государственного контроля и надзора
- Пуановые проверки
- Плановая проверка
- Сокрытие доходов
- Уклонение от налогов
- Федеральная налоговая служба
- Административные и уголовные наказания
Проверка деятельности организации, получающей государственную поддержку
Согласно ФЗ № 294-ФЗ проверка может быть проведена на основании плана проверок, который формирует орган государственного контроля или надзора в порядке, установленном федеральным законом.
Плановые проверки деятельности организаций, получающих государственную поддержку, проводятся в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.
Предостережение о проведении проверки
Орган государственного контроля или надзора до проведения плановой проверки обязан предостеречь организацию, получающую государственную поддержку, о намечающейся проверке. Предостережение должно быть составлено в письменной форме и направлено по почте с уведомлением о вручении или вручено лично под расписку.
Срок проведения проверки
Срок проведения плановой проверки не может превышать 9 месяцев со дня получения предостережения об организуемой проверке.
В случае, когда орган государственного контроля или надзора получил информацию, свидетельствующую о фактах нарушений при осуществлении деятельности организацией, получающей государственную поддержку, проверка может быть проведена в течение 10 дней со дня получения такой информации.
Защита прав организации

Организация, получающая государственную поддержку, имеет право на обжалование действий органа государственного контроля или надзора в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Выявление недопущения коррупционных и иных правонарушений
Согласно ФЗ № 294, плановые проверки могут проводиться государственными органами государственного надзора и контроля не чаще одного раза в году, если иное не предусмотрено федеральными законами или актами Президента Российской Федерации в отношении государственных органов государственного надзора и контроля.
Порядок проведения плановых проверок определяется федеральными законами, а также актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и государственных органов государственного надзора и контроля.
Основные обязанности органов государственного надзора и контроля при проведении плановых проверок включают в себя предоставление предпринимателям предостережения о предстоящей проверке, формирование сводного плана плановых проверок, соблюдение сроков проведения проверок и содержание проверочных документов.
Срок проведения плановых проверок не должен превышать 8 рабочих дней, однако в случае необходимости государственный надзор и контроль может провести дополнительные проверки, не ограничиваясь указанным сроком.
Целью плановых проверок является контроль за соблюдением предпринимателями требований законодательства в области защиты прав потребителей, противодействия коррупции и иных правонарушений, а также защита интересов государства, общества и предпринимателей.
В ходе плановых проверок осуществляется проверка деятельности предпринимателей в сфере государственного контроля (надзора), а также в области исполнения обязанностей, возложенных на предпринимателей, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) и защитой прав потребителей.
Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с установленным законом порядком и предусматривает изучение деятельности предпринимателей в рамках осуществления государственного контроля (надзора), а также контроль за соблюдением ими законодательства в указанных областях.
Выявление недопущения коррупционных и иных правонарушений является одной из основных задач органов государственного надзора и контроля при проведении плановых проверок. Это позволяет предотвратить злоупотребления и нарушения в сфере государственного контроля, а также обеспечить защиту интересов государства, общества и предпринимателей.
Органы государственного надзора и контроля при осуществлении плановых проверок осуществляют контроль за деятельностью предпринимателей, в том числе путем проведения ревизии, сверки и анализа финансовой и хозяйственной деятельности.
В случае выявления коррупционных и иных правонарушений, органы государственного надзора и контроля применяют меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая возбуждение уголовного дела и предъявление административных штрафов или иных административных санкций.
Причинение ущерба интересам государства или общества
В рамках государственного надзора за предпринимательской деятельностью в Российской Федерации проводятся плановые проверки в целях контроля и защиты интересов государства и общества. Плановые проверки формируются в соответствии с Федеральным законом О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (294-ФЗ).
Основными основаниями для проведения плановых проверок являются возможность причинения ущерба интересам государства или общества в результате нарушений закона, обязанностей предпринимателей или индивидуальных предпринимателей. Согласно статье 9 ФЗ-294, органы государственного надзора имеют право проводить плановые проверки контроля и защиты в отношении каждой юридической и индивидуальной предпринимательской деятельности, не реже одного раза в 8 лет.
Планы плановых проверок формируются органами государственного надзора и проверки, в том числе МЧС России, с учетом приоритетов контроля и защиты, определенных законодательством. Приказ о проведении плановой проверки издается органом государственного надзора или контроля на основании заключения о необходимости проведения проверки в соответствии с законом.
Превышение предписанного законом срока между плановыми проверками или их более частое проведение может осуществляться только с предостережением, согласно статьи 10 ФЗ-294. Причинение ущерба интересам государства или общества может быть связано с нарушением норм правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности, а также с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, предусмотренных законодательством.
Проверки осуществляются органами государственного контроля и надзора, а также другими органами, уполномоченными на проведение контроля и защиты. Процедура проведения плановой проверки регулируется ФЗ-294. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем один раз в 8 лет, если не предусмотрено иное.
